Персональная страница воспитателя

Емиковой  Ларисы  Ивановны

     
 
Разрешите представиться
Достижения
Опыт работы
Педагогическая идея
Мир    театра
Мои увлечения
Главная
 
     
     
     
  счетчик  
 

Опыт работы воспитателя Емиковой Л.И.

«Театрализация как разновидность художественно – речевой

деятельности в детском саду».

Введение:

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславский .

 

         В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление  дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь направленная на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Винкс, бакуганы и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

         Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 23 ноября 2009 г. № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предлагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

            С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

         Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Глава 1 :   Теоретические аспекты организации театрализованной деятельности в детском саду .

1.1.Опыт  по организации театрально-игровой деятельности в детском саду .

          Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

        Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

          В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Я разработала дополнительную образовательную программу по разделу

« Театрализованная деятельность в театральной студии « Теремок» .

          Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением . Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная , музыкальная , художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов , потребностей , эстетического вкуса , а также творческих способностей . Богатейшее поле для эстетического развития детей , а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность . В связи с этим , в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности , которые проводит педагог дополнительного образования .

           Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4 – 7 лет ( средняя , старшая , подготовительная группы ) . Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам , описанным в литературе , приведенной в конце данного раздела .

            Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства .

             Задачи :

1 . Создать условия для развития творческой активности детей , участвующих в театрализованной деятельности , а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам .

2 . Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых ( постановка совместных спектаклей с участием детей , родителей , сотрудников ДОУ , организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. ) .

3 . Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов .

4 . Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа , а также их исполнительские умения .

5 . Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров ( кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и др. ) .

6 . Приобщить детей к театральной культуре , обогатить их театральный опыт : знания детей о театре , его истории , устройстве , театральных профессиях , костюмах , атрибутах , театральной терминологии .

7 . Развить у детей интерес к театральной – игровой деятельности .

            Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или во вторую половину дня . Продолжительность занятия : 20 минут – средняя группа , 25 минут – старшая группа , 30 минут – подготовительная группа . Общее количество учебных занятий в год – 31 .

            Педагогический анализ знаний и умений детей ( мониторинг ) проводится 2 раза в год : вводный – в сентябре , итоговый – в мае .

            Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам .

1 . Коммуникация , на которой у детей развивается четкая , ясная дикция , ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок , чистоговорок , потешек .

2 . Музыка , где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями , жестами , мимикой ; слушают музыку к очередному спектаклю , отмечая разнохарактерное её содержание , дающее возможность более полно оценить и понять характер героя , его образ .

3 .  Художественное творчество , где дети знакомятся с репродукциями картин , иллюстрациями , близкими по содержанию сюжету спектакля , учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей .

4 . Чтение художественной литературы , где дети знакомятся с литературными произведениями , которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности ( занятий по театрализованной деятельности , театрализованных игр на других занятиях , праздниках и развлечениях , в повседневной жизни , самостоятельной театральной деятельности детей ) .

5 . Познание , где дети знакомятся  с явлениями общественной жизни , предметами ближайшего окружения , природными явлениями , что послужит материалом , входящим в содержание театрализованных игр и упражнений .

6 . Ритмика , где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого – либо героя , его характер , настроение .

                Программа включает 8 основных блоков :

Блок 1 – основы кукловождения ;

Блок 2 – основы кукольного театра ;

Блок 3 – основы актерского мастерства ;

Блок 4 – основные принципы драматизации ;

Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность ;

Блок 6 – театральная азбука ;

Блок 7 – проведение праздников ;

Блок 8 – проведение досугов и развлечений .

 1.2.Театрализованная игра, как вид творческой игры.

       Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.

        Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

 Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.  Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст  произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

        Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре  требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

            Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

 

Продолжение описания опыта работы воспитателя Емиковой Л.И