|
Педагогическая находка
Занятие (конкурсное)
«Большое морское путешествие»
Конспект мероприятия для воспитанников подготовительной группы .
Тип занятия:
обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия:
игра-путешествие.
Способ организации детей:
подгруппа.
Место проведения:
музыкальный зал.
Длительность занятия:
20 минут
Возраст:
6-7 лет(Подготовительная группа) |
|
|
Цель:
Закреплять у детей умения понимать эмоциональное состояние других людей
и выражать настроение различными (вербальными и невербальными)
способами. Создавать возможность для самовыражения, преодоления барьеров
в общении, снятия напряжения.
Задачи:
Образовательная:
ü
Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть,
гнев, удивление, страх.
ü
Учить детей определять эмоциональные состояния по изображениям.
ü
Создать психологически комфортную атмосферу, формировать положительное
отношение детей друг к другу.
ü
Создать условия для развития внимания, воображения.
ü
Совершенствовать умение находить выход из сложных ситуаций.
Развивающая:
ü
Развивать мышление, способность к умозаключению, речь.
ü
Активизировать словарь детей словами: радость, удивление, гнев;
ü
Развивать внимание, мимику, пантомимику
ü
Повышение самооценки;
ü
Снижение психоэмоционального напряжения;
ü
Развитие навыков вербального общения, умения прислушиваться к другим.
ü
Развивать коммуникативные навыки общения
ü
Развивать эмоционально-чувственный мир детей.
ü
Закрепить у детей умение различать и передавать различные эмоциональные
состояния с помощью мимики и жестов.
Воспитательная:
ü
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно
взаимодействовать, умение планировать совместную деятельность.
ü
Снижение психоэмоционального напряжения у детей.
Использование современных технологий:
ü
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в
решении проблемных ситуаций. Самовыражение ребёнком присущих ему качеств
и способностей.
ü
Социально-игровые технологии.
ü
Приёмы здоровьесберегающих технологий: смена видов
деятельности.
Оборудование и материал:
три стакана с водой, блёстки, глина, карта острова,
конверты с набором из шести карточек с разными эмоциональными
состояниями – по количеству детей,
стрелки – красная, синяя, желтая, зелёная, коврики для релаксации; ткань
голубого цвета; стол – 2 шт.;корабль;жемчужина, морская
раковина;пещера;шары чёрного цвета по количеству детей; коррекционная
ребристая дорожка; медали – по количеству детей;CD
– проигрыватель.
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации (сборник «Звуки
природы» - композиция «Спокойное море»), музыка из мультфильма «Ну,
погоди».
Ход игровой деятельности.
(педагог-психолог приглашает детей в зал, становятся полукругом).
1.Ритуал приветствия.
Цель:
создание положительного эмоционального настроя, сплочения группы.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребятишечки!
Девчонки и мальчишечки! (Здороваются). Занятие наше необычное, даже
очень символичное. Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Я капитан корабля «Дружба», и приглашаю вас совершить большое морское
путешествие! Согласны?.. А поможет нам превратиться в моряков волшебная
Жемчужина (Показываю жемчужину). Она поднялась к нам с самого морского
дна и поможет каждому из нас услышать своё имя… Меня зовут…(Я называю
своё имя и отчество). А как зовут тебя?..
Педагог-психолог:
Ребята, в каждой команде есть
свои правила общения. У нас будут следующие: говорить по одному;
когда говорит один – остальные слушают. Согласны с этим? Давайте
вместе ещё раз проговорим правила, которым мы будем следовать…
2. Приглашение в путешествие.
Цель: настрой на
совместную игровую деятельность.
Педагог-психолог:Сейчас
я расскажу вам одну историю,
которая
случилась с нашей Жемчужиной.
На дне глубокого синего океана жила-была одна морская раковина.
Знаете, бывают такие, с двумя створками. Раковина была не
простая, а волшебная. Она светилась волшебными лучами, которые
дарили всем окружающим своё тепло, любовь и заботу.
|
|
И вот однажды у волшебной раковины родилась дочь -Жемчужина. Она
всё время жила внутри ракушки. Мама - раковина очень любила и
заботилась о своей дочери. Жемчужинка была очень весёлая,
озорная, добрая девочкой, она часто выбиралась из своего домика,
чтобы поиграть со своими подружками: большой черепахой и
морскими рыбками. Но однажды, когда Жемчужинка в очередной раз
вышла на прогулку, налетел сильный шторм, и раковину с
жемчужиной разбросало по острову, и они потерялись…
Вот так Жемчужина оказалась у нас. Ребята, сможем мы помочь ей
найти маму - раковину?..
Тогда давайте отправимся в увлекательное морское путешествие и
возьмём Жемчужину с собой. В пути нас ждут захватывающие
приключения и интересные задания. Посмотрите, наш корабль
«Дружба» стоит у берега (Показывает на макет). |
А теперь дружно друг за другом по трапу поднимемся на корабль
(дети идут по ребристой дорожке). Ну, что ребята, вперёд, на
сказочный остров!!!
3.Начало путешествия
Инструкция:
Наданном этапе
команда занимает места на корабле. Я капитан корабля (встаю к
штурвалу), а моим боцманом будет (Имя ребёнка).
Поднять якорь! (дети тянут за верёвку, к якорю прикреплена
записка). Ребята, посмотрите, нам послание. Давайте посмотрим,
что здесь написано.
«Эта карта укажет вам правильный путь, который поможет отыскать
морскую раковину. Двигайтесь по стрелкам, и вы найдёте то, что
ищите.» |
|
|
|
Наш корабль быстроходный,
По морским волнам плывёт.
Много новых приключений
Всех ребят сегодня ждёт.
|
Под музыку дети машут проплывающим кораблям, дельфинам,
островам.
4. Станция
«Поляна Настроения» (красная стрелка)
Педагог-психолог:
Ребята, на горизонте появился остров, к которому мы причалим. Но
прежде давайте посмотрим по карте, куда на острове нам надо
двигаться… Какая стрелка указывает направление?.. Верно –
красная. Первое испытание, которое нас ждёт, это станция «Поляна
Настроения». Сходим на берег… |
Педагог
– психолог:
(Дети занимают места за столами, покрытыми голубой тканью).
-
Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое
стихотворение.
( Читаю стихотворение «Азбука настроения»)
(Детям, сидящим за столом,
раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой
из которых изображен персонаж с разным эмоциональным
состоянием)
Внимательно
рассмотрите свои карточки. А теперь по моему сигналу
поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен,
радуется, грустит, боится
Педагог - психолог: А теперь послушайте
стихотворные отрывки. После чтения каждого отрывка покажите
пиктограмму, изображающую соответствующее настроение.(Чтение
стихотворных отрывков)
|
|
5. Игра «Пещера страха» (Стрелка желтого цвета)
Педагог-психолог:
Ребята,
подойдите все ко мне. Путешествие продолжается, и впереди у нас
второе испытание. Давайте – ка снова заглянем в карту… Как вы
думаете, что нас ждёт? По какой стрелке нам следует двигаться?
Правильно – по жёлтой. Второе испытание, которое нас ждёт, -
пещера Страха.
Посмотрите, здесь живет злая колдунья Злоранда, но сейчас её
нет в пещере, давайте посмотрим, что там внутри. (Звучит
зловещая музыка). Что вы чувствуете? (ответы детей)
Посмотрите, здесь что-то лежит (куча воздушных шариков черного
цвета), как вы думаете что это? (ответы детей)
Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи,
посмотрите как их здесь много, может быть, здесь живет и ваш
страх. Что же нам с ними сделать? (ответы детей). Возьмите по
шарику, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните
шарик. (дети лопают шарики)
Мы уничтожили страх, колдунья больше не опасна, её
колдовство бессильно без этих шаров. Мы помогли многим детям,
помогли и себе.
Молодцы! И с этим испытанием вы справились! |
6.Игра «Переправа» (стрелка
красного цвета)
Педагог-психолог:
Путешествие продолжается, и
впереди у нас следующее испытание. Давайте – ка снова заглянем в
карту… По какой стрелке нам следует двигаться? Правильно – по
синей. Отправляемся гулять, стрелку синюю искать. Эта стрелка
привела нас к реке, через которую необходимо перебраться на
другой берег. Как же мы с вами переберёмся туда?
Педагог-психолог:
Нам нужно построить мост из радуги чувств. Для этого надо
подобрать к каждому чувству определённый цвет. Представьте себе,
какого цвета смех? А счастье? Доброта? Красота? Печаль? Ложь?
Боль?
Дети в процессе совместного
обсуждения подбирают цветные полоски к каждому чувству и
выкладывают их в виде мостика-радуги.
Педагог-психолог:
Пусть эта радуга останется у каждого в сердце. Дарите людям
только добро, красоту и счастье.
(Дети друг за другом проходят
по радуге.) |
|
7.«Физкультминутка»
Педагог-психолог:
Ребята, мы смогли перебраться на
другой берег. А на этом берегу все жители общаются с помощью
жестов, давайте и мы попробуем.. Согласны? Тогда слушайте. Я вам
буду задавать вопросы, а ответы вы будете показывать жестами.
(«Как живёшь? – вот так».)
Педагог-психолог:
Какие вы молодцы, можно с
уверенностью сказать о том, что вы знаете язык жестов! |
8. Упражнение на релаксацию.
Педагог-психолог:
Мы немного
устали во время нашего путешествия и сейчас отдохнём. (Детям
предлагается взять коврики, встать в круг, а затем лечь.)
Закройте глаза. Вокруг спокойно и тихо. Вам хорошо и приятно.
Прислушайтесь к своему дыханию… Дышите ровно и спокойно…
Представьте, что вы находитесь на берегу моря… Вода тёплая,
ласковая, прозрачная. В воде мы видим подводных жителей:
красивые водоросли, большую морскую черепаху, радостных и
добродушных дельфинов… Песок греет ваши руки и ноги. Вы
чувствуете тёплые лучи солнца. Они согревают ваши руки, ноги,
лицо. Медленно вдохните и выдохните (2-3 раза, затем пауза).
Медленно, спокойно поднимайтесь… потянитесь… повернитесь на бок…
встаньте на колени… а затем на ноги… |
|
9. Конечная остановка.
Педагог-психолог:
На карте у нас осталась последняя стрелка зелёного цвета. Здесь
мы должны найти морскую раковину.
А скажите мне,
пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? (Ответы
детей).Посмотрите, что я вам сейчас покажу.
Педагог-психолог берёт три
стакана с водой и говорит следующее:
-Я приготовила для вас 3 стакана
с волшебной водой. Когда человек чувствует себя хорошо, у него
всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его
настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и
«чистые» (показывает стакан с чистой водой).
-Когда в его голову приходят
отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и
мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются,
как вода в этом стакане (Бросает во второй стакан блёстки и
палочкой их размешивает). С вами такое происходит? (Да)
-Но бывает, что мысли у человека
грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Особенно так
бывает, когда кто-то сделал очень плохое человеку. Тогда его
мысли становятся туманными, похожими на тёмную, мутную воду
(бросает кусочек глины в третий стакан). С вами такое случалось?
(Да) Когда? Из-за чего? (Ответы детей)
Педагог-психолог:
А вот и секрет. Наше настроение
зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было
хорошее настроение, думайте о хорошем. Если твои мысли приносят
тебе неприятности, то твои хорошие мысли всегда помогут тебе,
они самые верные твои помощники. |
Ребята, я что-то нашла.
Посмотрите, да это же Мама-раковина. Действительно, от неё не
исходит волшебного сияния, видно очень она тоскует по своей
дочери. Давайте откроем её и вернём Жемчужинку в
домик.(Открываем раковину, возвращают жемчужину в домик,
раковина начинает излучать свет). Ребята, посмотрите, наша
раковина опять ожила и засветилась волшебным светом
Мы помогли Жемчужине найти её
маму - раковину. Теперь они никогда не будут расставаться и
будут всегда вместе. Жемчужинка благодарна вам за помощь.
Ребята, посмотрите какие красивые кораблики лежат здесь. Их нам
подарила Жемчужина. Возьмите себе кораблик того цвета, который
соответствует вашему настроению.
Подойдите к нашему большому
кораблю и прикрепите свой кораблик-настроение на него. (На
большом корабле прикреплена верёвочка, и дети с помощью
маленьких прищепок прикрепляют свой маленький кораблик на
верёвку корабля). |
|
|
|
8. Ритуал выхода из сказки.
Педагог-психолог:
Наш корабль отправляется. Команде
занять свои места. (Звучит песня из мультфильма «Приключения
капитана Врунгеля»). Вот и закончилось наше путешествие, пора
возвращаться в детский сад. (Детям предлагается спуститься по
трапу корабля )
Вопросы для обсуждения:
·
Где мы сегодня с
вами побывали?
·
Какие правила
соблюдали во время путешествия? Всем ли удалось их выполнить?
Что было трудным?
·
Что нам помогло
справиться с испытаниями? (Дружба, смекалка, наблюдательность,
воображение).
·
Какое у вас сейчас
настроение?
Педагог-психолог:
Ребята, мне тоже очень
понравилось наше путешествие, вы были смелыми, активными,
дружными, и это помогло справиться нам со всеми трудностями,
которые встречались нам на пути. В благодарность за это, я хочу
наградить вас медалями, желаю вам, чтобы вы всегда были такими
весёлыми, добрыми и отзывчивыми. |
|
|
|
|
|
|
|
|