Персональная страница  педагога-психолога

 Крюковой Ирины Дмитриевны

     
 
Информация о себе
Опыт работы педагога
Информационная карта
Достижения
Педагогическая находка
Занятия с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями
Главная
 
     
     
  счетчик  
     
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     

Описание опыта работы педагога-психолога

Крюковой Ирины Дмитриевны на тему:

"Эмоциональное развитие дошкольников"

  

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

             В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.

      Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.

        Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

        К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

       К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится - мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:

        Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;

Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;

Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

       Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

       Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.

          Чтобы дети выросли эмоционально устойчивыми и психически здоровыми нужно:

- Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;

- Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;

- Быть доброжелательными и терпимыми;

- Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;

- Одобрять даже самые незначительные успехи детей.

 

Я работаю в направлении эмоционального развития детей.

В своей работе  я в первую очередь основываюсь  на нормативно - правовые документы:  Федеральные, региональные, областные, локальные.

Цель моей работы: профилактика и коррекция,  эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ.

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:

·        проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения  детей в ДОУ;

·        провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МКДОУ по данной проблеме;

·        составить коррекционно - развивающую программу и проводить работу с детьми.

·        осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу с родителями воспитанников.

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

·         активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей.

·        обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

·         обучать детей способам выражения эмоций.

Реализация поставленных задач проводилась

 по основным направлениям деятельности педагога - психолога:

·        психологическое консультирование,

·        психопрофилактика,

·        психодиагностика,

·        коррекционно-развивающая работа.

Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ.

Для приобретения  большей информации в данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов: 

1.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

2.Дорофеева Э.Т. Методика исследования эмоционального состояния.

3.Ильин Е.П. Эмоции и чувства.

4.Зеньковский В.В. «Психология детства»

5.Мясищев В.Н. Эмоциональное развитие детей.

6.Н.Л. Кряжевой.К.  Фопель,

7.Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000. 

Свою работу я строила поэтапно:

1 этап - диагностический

2 этап - планово- организационный

3 этап – коррекционный

4 этап – контрольный

1этап:Диагностический

Цель работы:выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе использую  разные диагностические методики:

·        Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.

·        Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)

·        Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)

·        «Кактус» М.А.Панфилова

·        Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)

·        Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)

·        Анкета для педагогов и родителей.

Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека»,

«Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.) Социометрические игры «Секрет» (Г.А.Урунтаева). «Два дома» в группах дошкольного возраста, а так же провожу визуальное наблюдение

По результатам проведённой диагностики (методика Л.П. Стрелковой)  выявились дети,  у которых,  нет  умений,  передавать и распознавать  заданное эмоциональное состояние,  с неустойчивым настроением, заниженной самооценкой, тревожным состоянием.

 Исходя из полученных данных, я пришла к выводу о проведении более глубокой работы с детьми по развитию эмоциональной сферы. 

2 этап: Планово - организационный

Цель  работы педагога-психолога с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:

-формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;

-осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности.

Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления  на родительских собраниях,  анкетирования, индивидуального консультирования,  совместных  проведений праздников и развлечений, лекции, семинары, тренинги, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями.  

В каждой группе есть «островок психологии». Такая система позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.

 

Цель работы педагога-психолога с педагогами: повысить уровень компетентности  педагогов,  по теме развитие эмоционального мира дошкольников.

В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:

-формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;

-развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;

-повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах

эмоциональной сферы дошкольников.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов:

·        провожу семинары, семинары-практикумы  по проблемам педагогического общения:  «Психоэмоциональное здоровье дошкольников», «Как повысить самооценку ребёнка?»,  «Специфика взаимодействие педагогов с  тревожными детьми в ДОУ»,

·        тренинги «Активное слушание», 

·        тематические консультации: «Играют дети, играем вместе », «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?»,   

·        выступаю на педсоветах  «Психологическое здоровье детей в ДОУ»,  «Использование релаксационных упражнений в педагогической практике», «Рекомендации воспитателям в период адаптации ребёнка в ДОУ».

3 этап Коррекционный этап.

Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние

Индивидуальную коррекционную работу с  детьми я провожу по следующим направлениям:

- обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения возможных конфликтных ситуациях,                                                           

- формирование эмпатии;   

- развитие внимания, контроля поведения;

- отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- повышение уверенности,  самооценки дошкольников.

Занятия строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога.

Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей.

Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства  телодвижением.

Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон. Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Своей главной задачей считаю обучать детей приемам  саморасслабления и снятию психомышечного напряжения.

Основные методы, применяемые на занятиях:  элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия, песочная терапия, развивающие игры.

Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:

-признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;

-уважительное, доброжелательное отношение к детям;

-обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.

4 этап Итоговый этап.

Данный этап представляет собой проведение оценки результативности проводимых занятий и заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий.

Оценка эффективности работы

Методики:

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

•Эмоциональное состояние детей по картинкам(Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

•Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)

•Методика «Лесенка» (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)

•Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)

 

Опыт  работы педагога-психолога   Крюковой Ирины Дмитриевны на тему:

"Эмоциональное развитие дошкольников"